«Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
Министерство образования и науки РСО-Алания

Спортивный туризм - это ...

Программа "Мы родом из Осетии"  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 РЕСПУБЛИКА  СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

                                                                                    Утверждена 

                                                                 Директором  ГБОУДОД РЦДЮТЭ

Магометовым  П.В.

2012 г.

Принята методическим советом

 ГБОУДОД РЦДЮТЭ 2012 г.

зам. директора по УР Пакарева Е.Г.

 Дополнительная образовательная

ПРОГРАММА

Творческое объединение

 «Мы родом из Осетии»

Возраст обучающихся: 5-18 лет

Срок реализации – 5 лет 

      Автор: Джиоева Циала Борисовна, 1957 года рождения. Образование – высшее, преподаватель русского языка и литературы. Педагог дополнительного образования Республиканского центра   детского и юношеского туризма  и экскурсий.                    

                                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                                                                 Осетины – один из самых любопытных

                                                                                                                                                                                                                          народов Кавказа… Они всегда были

                                                                                                                                                                                                                         особым предметом изучения исследо-

                                                                                                                                                                                                                                 вателей, этнографов Европы, но

                                                                                                                                                                                                                                         все-таки не изучены.           С.Фарваровский

Специфика данной программы дополнительного образования заключается в том, что в ней сочетаются общеобразовательные, оздоровительные, занимательно-развлекательные аспекты. Взятая за основу государственная программа «Литературное краеведение» (автор А.П. Радищев) переработана и адаптирована к современным условиям национальной республики.Приобщение обучающихся  к поликультурной среде, воспитание уважения к традициям и обычаям народов России и мира дадут хорошие результаты  в профилактике межэтнических и межрасовых конфликтов.Программа рассчитана на 5 лет, возраст обучающихся 13-17 лет. Эта возрастная группа особенно, на взгляд автора, нуждается  в приобщении  к истокам традиционной культуры, и, в то же время, уже обладает необходимым запасом знаний по культуре, литературе, истории, географии.Новые знания, получаемые на занятиях творческого объединения, а также в экспедициях, походах и экскурсиях,  позволят  им  пополнить знания по краеведению.                                                                                    Основные методы обучения,  по данной программе достаточно традиционные (беседа, лекция, викторина, интеллектуальная игра, кроссворды), хотя во время занятий всегда присутствует элемент азарта, поиска, игры. Навыки поисковой, оформительской и туристско-краеведческой деятельности помогут детям максимально проявить активность, изобретательность, разовьют их творческий и интеллектуальный потенциал, обогатят их эмоционально, и что, самое главное, помогут создать крепкую духовную основу. Применение данной программы позволяет обучающимся, глубже познакомиться с  культурой, историей и литературой  народа; с традициями, обычаями и верованиями осетин. Это будет способствовать сохранению традиционной и воспитанию толерантной  культуры. Активные формы работы (экскурсия, поход, экспедиция) способствует не только оздоровлению детей, но и воспитывают у них чувство ответственности за товарищей, за экологическую обстановку, за сохранность памятников культуры, природы, истории и т.д.Прогнозируемые результаты по каждому году обучения  даны в учебно-тематическом плане и содержании программы. Данную программу можно отнести к малобюджетной, так как для ее реализации требуется стандартное оборудование учебного  класса и типовое оборудование для туристических походов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- пробудить познавательный интерес к изучению культуры, истории своего народа;

- научить детей  уважать  и беречь свой край, обычаи и традиции народа;

- расширение  и обобщение знаний   обучающихся по краеведению;

- формирование у обучающихся исследовательских, поисковых, культурно-просветительских, научных, оформительских навыков;

- воспитание в обучающихся чувства любви к малой и большой родине;

- развитие у обучающихся личностных качеств в духе традиций осетинского народа, чтобы… "стояли на высочайшей, непостижимой степени образованности, по крайней мере, в нравственном отношении".

Задачи:

  1.  Обучающие - знать историю и современную жизнь своего народа;

  2. Развивающие: - заинтересовать обучающихся культурой народа, научить ценить и уважать культуру других народов   

3.     Воспитательные: - воспитание нравственной личности

4.     Оздоровительные: - приучать детей  к здоровому образу жизни;

 Основные формы и методы проведения занятий

1.     Лекции, беседы, экскурсии, экспедиции.

2.     Самостоятельный сбор информации по заданной теме,  дидактические игры.

 3.     Составление рассказа по определенной теме.

 4.     Рассказ о семье, городе, крае.

 5.     Краеведческие викторины, кроссворды, конкурсы.

 6.     Встречи с представителями  науки и культуры, писателями.

 7.     Урок вопросов и ответов.

 8.     Прогулки, экскурсии по городу к памятным местам.

 9.     Зачетные мероприятия: диспуты, викторины, соревнования, экскурсии,  игры.

 10.   Краеведческие экспедиции. 

 11.Обработка собранных материалов, выполнение творческих работ,   работа  с архивным материалом.

 Фундаментальной основой курса становится краеведениеКурс построен с учетом следующих задач:  - развитие личности обучающегося; - формирование его интеллекта и общей культуры;  - получение ими углубленных знаний по истории и культуре края;- формирование у него поисково-исследовательской деятельности; - его профессиональное самоопределение    - постепенное накопление знаний  с конечной целью - знать, любить, беречь свою Родину.

Отзыв : Познакомившись с содержанием программы по краеведению «Мы – родом из Осетии», считаю: 1. Работа, проведенная Ц.Б. Джиоевой, выполнена на достаточно высоком научно-методическом уровне. Ее отличает широта тематического охвата и глубина разработанности. Программа разбита на все пять лет внешкольной работы среди учащейся молодежи; пожалуй, нет ни одного более или менее существенного явления в патриотическом воспитании, которая была бы обойдена в ней стороной.2. Конкретностью и четкостью характеризуется учебно-тематический план по всем пяти годам внеклассного обучения.        3. Считаю, претворение в жизнь предлагаемой программы во всех школах республики и города в предложенной форме и объеме, архиважной. В наше сложное и переходное время, когда традиционные культуры (особенно малых народов) находятся под угрозой исчезновения, выход из ситуации можно искать в осуществлении конкретных программ, таких как «Мы – родом из Осетии».4. Отмеченные нами некоторые пожелания и недочеты согласованы с автором и учтены.                                                                                                                                                                                                                                                                  Ведущий сотрудник отдела истории и этнографии СОГИГИ доктор исторических наук, профессор      Л.А.Чибиров