A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Министерство образования и науки РСО-Алания
«Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Паспорт познавательного туристского маршрута для прохождения группами туристов с участием детей

 Наименование туристского познавательного маршрута пик Профессионализма. Северо-Осетинский государственный заповедник.
(Республика Северная Осетия-Алания, Мамисонское ущелье)
 Ресурсы о регионе и районе маршрута

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лисри
https://etokavkaz.ru/turizm/lisri-gorod-labirint
http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=185

 Предполагаемая целевая аудитория  Широкий круг потребителей:
- семьи с детьми в возрасте 10-18 лет,
- учащиеся 9-11 классов.
 Сезон  Июль - Октябрь
 Ключевые направления  #История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный туризм #Профессия #Родной край
 Маршрут интегрируется в образовательные программы  - образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир); география; физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности) в рамках внеурочной деятельности;

 - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научной направленности);

 - программы предпрофессиональной подготовки

 - программы воспитательной работы

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки  - Досуговый
 - Ознакомительный
 - Просветительский
- Исследовательский
- Углубленный в рамках изучения учебного предмета
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов  Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий, в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки
Продолжительность маршрута  2 дня
Протяженность маршрута  104 км (г. Владикавказ – с. Лисри (3 часа в одну сторону) и 10 км пешком (пеший туризм).
* Специального снаряжения потребуется (трекинговые палки, возможно «кошки»).
Населенные пункты, через которые проходит маршрут г. Владикавказ – г. Алагир – п. Мизур – с. Бурон – с. Нар – с. Зарамаг – с.Тиб – с. Лисри
Цели и задачи маршрута

 Цель – способствовать формированию у обучающихся общей культуры, активной гражданской позиции, патриотического воспитания, личностному развитию подростков, через приобщение к туристско-краеведческой деятельности, привитие навыков здорового образа жизни, творческого труда.

Задачи
I. Обучающие задачи:
- научить элементам физической культуры и основам различных видов спорта, связанных с туризмом и военной направленностью;
- изучить исторические памятники, географические объекты Северной Осетии;
- научить самоорганизации и самоуправлению, общественной активности, обеспечению безопасности;
- научить ориентироваться на незнакомой местности;
- научить составлять простейшие схемы маршрутов; 
- научить технике пешеходного туризма;
- научить навыкам спортивного ориентирования.

II. Развивающие:
- планировать, выбирать, оценивать способы деятельности для решения задач, связанных с организацией и проведением туристских походов;
- анализировать допущенные ошибки в ходе практической деятельности;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих.

III. Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию малой родины;
- формирование уважения к личности и его достоинствам, доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитание уважения к ценностям семьи, оптимизм к восприятию мира;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:
- Умение передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,
- Умение ориентироваться по карте и компасу,
- Умение оказывать первую медицинскую помощь,
- Умение организовывать походный быт
- знание основы топографии и ориентирования,

Личностные результаты:
- Формирование чувства идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству.
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
- Формирование уважительного и ответственного отношения к труду и обучению 
- Формирование целостного мировоззрения, накопление опыта.
- Развитие самостоятельности.
- Формирование личной ответственности перед командой.
- Формирование мотивации к занятиям спортом, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Развитие эстетического сознания 

Метапредметные результаты:
- Овладение умением продуктивно взаимодействовать
- Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.
- Овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
- Формирование умения планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия.
- Овладение основами самоконтроля, самооценки. 
- Использование знаково-символических средств представления информации, использовать модели и схемы для решения задач.
- Формировать умение определять общую цель и работать в команде над ее достижением.

Формируемые компетенции 

Общие компетенции
- организовывать собственную деятельность
- принимать решения в стандартных: и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество
- общение
- коммуникативные навыки и способности;
- критическое и аналитическое мышление;
- владение информационными технологиями.

Социальная компетенция 
 - умение решать проблемы
 - умение планировать и выполнять действия, для получения ожидаемый результата;
 - сотрудничество,
 - саморазвитие,
 - самопознание,
 - самооценка.
 
Туристические компетенции
 - Контролировать готовность группы, выходу на маршрут.
 - Контролировать готовность оборудования к выходу на маршрут
 - Знать инструкции о правилах поведения на маршруте.
 - Координировать и контролировать действия на маршруте.
 - Обеспечивать безопасность на маршруте 

Краеведческая компетенция
 - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющаяся в осознании ценностей родного края, выражающаяся тремя словами «Вижу. Фиксирую. Отображаю»

На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей).
В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах.

Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде.
Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.

 Стоимость  Включает:
- проезд на автобусе
- питание,/продукты (в столовой и приготовленное в походных условиях)
 Карта маршрута  
 День 1

г. Владикавказ – с. Лисри

До с. Лисри можно добраться из г. Владикавказ только на личном или наемном транспорте, рейсовый автобус отсутствует.

Ли́сри (осет. Лисыри) — село в Алагирском районе Республики Северная Осетия-Алания. Входит в состав Зарамагского сельского поселения.

Село расположено в Мамисонском ущелье, на левом берегу реки Мамихдон. Находится в 14 км к юго-западу от центра сельского поселения — Нижний Зарамаг, в 67 км к югу от районного центра Алагир и в 104 км от Владикавказа.

До середины XIX века Лисри являлся одним из наиболее крупных селений в Мамисонском ущелье. Затем большинство жителей села покинуло его и переселилось в предгорья.

В 1920 году в селе числилось 120 дворов[3]. В нём в основном проживали родовые семьи — Дарчиевы, Моураовы, Сидаковы, Рамоновы, Добаевы и другие.

В селе сохранились зиккуратное святилище «Мидгау дзуар» и Храм Успения Пресвятой Богородицы, а также множество родовых башен. После посещения древнего поселения начинаем движение по склону в сторону вершины пика Профессионализма. Пробравшись через густой кустарник выходим на прекрасные поляны, позволяющие поставить палатки для ночевки. Обустраиваем лагерь и быт, готовимся к восхождению на пик.

 День 2

 После раннего подъема и завтрака в лагере продолжаем восхождение на пик Профессионализма.

Протяженность пути не велика (~5км), но сложность обуславливается крутизной подъема и препятствиями (кулуары, снежники и тд). По завершению восхождения возвращаемся в лагерь, собираем снаряжение и оборудование, спускаемся до с. Тиб к минеральным источникам, где будет ожидать трансфер до г. Владикавказ.

Тиб относится к древнейшим населенным пунктам Осетии. Как и расположенное неподалеку селение Лисри, Тиб представляет собой великолепный, неповторимый архитектурный ансамбль. Здесь представлены практически все категории средневековых архитектурных памятников: оборонительные, культовые, жилые, хозяйственные сооружения различной степени сохранности. По архитектуре и планировке Тиб является типичным горным аулом, состоящим из нескольких отселков — Верхний Тиб, Уелта, Боцита, Уанта, Тимцна. В Верхнем Тибе привлекают внимание 6 жилых башен Кучиевых, особый интерес вызывает расположенный в центре села трехъярусный гæнах (жилая башня). Помимо этого, отметим 5 сильно разрушенных боевых башен Кучиевых, святилища Аларды, Мады Майрам, Таранджелос.

В Уелта выделим галуан (замковый комплекс, состоящий из боевой и жилой башен, а также разного рода хозяйственных построек) Кадзовых, две боевые башни Тедеевых разной степени сохранности, ганахи Тедеевых и Кадзовых, святилище Уацилла-дзуар, расположенное в 300 м юго-западнее села на вершине скального уступа, омываемого реками Халаца и Мамисондон.

В других отселках Тиба обратим внимание на церковь святого Михаила Архангела, возведенную в 1859 г. по образцу многих осетинских церквей, относящихся ко времени деятельности Общества по восстановлению христианства на Кавказе. Святилища Тимцна Уастырджийы- дзуар и Хуыцау кувандон расположены по берегам Мамисон-дона и представляют собой небольшие каменные столпообразные капища.

В начале XVIII в. царевич Вахушти справедливо писал о Тибе как о "селе большом, башенном". О большой плотности населения в данном ауле свидетельствуют и письменные источники. В 1783 г. во всех мамисонских селах насчитывалось 1304 двора, из них в Тибе находилось 210 дворов.

По записанному в XIX в. преданию, первыми поселенцами Тиба считаются Кучиевы, перешедшие сюда из Верхнего Мизура, где до наших дней сохранились остатки их родовой башни. Согласно устной традиции, Кучиевы обосновались на новом месте еще в XVI в. Интересно, что во время научной экспедиции в 70-80-х гг. XX в. в высокогорные районы Осетии Б. Гамкрелидзе записал еще один вариант предания, по которому в Верхнем Тибе первыми обосновались Кучиевы. Они расчистили лесной участок и положили начало населению данного аула. Приоритет Кучиевых сказывался в том, что в Верхнем Тибе находился всеобщий ныхас, где решались наиболее важные вопросы. Правда, и в других отселках имелись свои, малые ныхасы.

Народная традиция считает, что вслед за Кучиевыми в Тиб пришли Боциевы, составлявшие наибольшее количество дворов и имевшие четыре родовые башни, среди которых особенно выделялась наиболее древняя семиярусная башня. В Тибе жили также Икаевы, Багаевы, Тедеевы и другие фамилии. Многофамильность вообще была характерной чертой Мамисонского общества. Как полагает Б.А. Калоев, возможно, это объясняется постоянным притоком новых поселенцев и одновременно отливом коренного населения в другие районы Северной и Южной Осетии, а также в Западную Грузию. Отметим также, что наряду с осетинскими по происхождению фамилиями здесь жили потомки выходцев из Грузии. Так, по версии генеалогического предания, записанного более полувека назад со слов 70-летнего Антона Дарчиева, многочисленный род Дарчиевых из села Лисри происходит от мегрела, покинувшего родину из-за кровной мести. По другой версии, корни Дарчиевых следует искать в Абхазии.

Говоря о происхождении Кучиевых, приведем довольно интересные архивные документы из дел Комиссии по разбору сословных прав горцев Терской и Кубанской областей. 17 декабря 1871 г. подпоручик Бимболат Хуцистов, Нави Абациев, Бибо Кучиев, Асламурза Хаутов, штабс-капитан Афако Абациев и Федор Елканов обратились в вышеназванную комиссию с заявлением, в коем утверждали, что все шесть фамилий, включая Кучиевых, происходят от одного предка по имени Каир. Их первопредок "поселился в Куртатии с незапамятных времен". Предки перечисленных фамилий, "владея огромным пространством земли и дачами лесов, в с. Дзвгис строили разные здания, сохранившиеся до настоящего времени... предки наших фамилий пользовались почетом не только в среде своего общества, но даже из всех куртатинцев были нередко выбираемы как представители (в различные депутатские комиссии); до покорения Кавказа служили грузинским царям, при которых пользовались особенною предпочтительностью... молодые люди наших фамилий много раз были отправляемы в кадетские корпуса за казенный счет, служили в конвоях Его Императорского Величества, и много членов наших фамилий дослужились до офицерских чинов". В заявлении еще раз подчеркнуто, что "означенные шесть фамилий потомков Каировых есть природные куртатинцы". Не останавливаясь здесь на детальном разборе справедливости всех приведенных в заявлении утверждений, укажем лишь, что Кучиевы, по нашим данным, не могут быть "природными куртатинцами" и уж тем более — выходцами из Дзвгиса.

Показательно, что всего через 3 недели — 10 января 1872 г. — в ту же комиссию поступило другое заявление — от жителей с. Тиб Лека и Гулиа Казаевых, Георгия и Малхаза Кучиевых, Петра Тедеева. Они утверждали, что "родоначальником всех вышеназванных фамилий был Кусагон, сын Оси-Багатара; таковые потомки Оси-Багатара — Казаевы, Кучиевы и Тедеевы жили и поныне живут в Мамисонском ущелье в селении Тиб; они, как потомки Оси-Багатара, были почитаемы всеми окружающими обществами. Кровная цена этих фамилий устанавливалась вдвойне". В соседних обществах, говорится в заявлении далее, "ловили мы... лучших лиц, когда они не ладили с нами в чем-нибудь и за дорогую цену продавали таковых пойманных лиц обратно своим". В трудные времена соседние владельцы и цари Грузии обращались к мамисонцам за военной помощью. "Предки наши имели много разных документов от царей Грузии и Имеретии, как то: Александра сына Бакара, Ираклия и Соломона, таковые подлинные документы хранились у лучших лиц наших фамилий; с этими документами мы могли соперничать и с действительными дворянами осетин".

Интересно, что в данном документе Казаевы, Кучиевы и Тедеевы признаются в каких-то прегрешениях перед российской администрацией на Кавказе. Возможно, имелось в виду участие членов названных фамилий в каком-то вооруженном выступлении против русских войск. Во всяком случае, степень преступления должна была соответствовать строгости наказания — "дома наши были сожжены дотла, погибли лучшие члены наших фамилий". Однако затем Казаевы, Кучиевы и Тедеевы "верою и правдою служили государям российским... всегда были готовы пролить кровь до последней капли за благо своего государя". Справедливость этих слов подчеркивает то обстоятельство, что среди офицеров Георгиевских кавалеров значатся Савва и Даниил Кучиевы.

Относительно недавно в печати появилась версия о происхождении фамилии Кайтуковых. Согласно этой версии, ее родоначальник Кайтук до прихода в Алагирское ущелье и основания там селения Ход, вместе с братьями Теде и Хъаныматом жил в предгорье Центрального Кавказа. В сражении с полчищами Тимура младший из братьев погиб. Двое других, отомстив за кровь брата, ушли в Дигорское ущелье, откуда через Кионский перевал перешли в Алагирское общество. Этнографы полагают, что имя Кайтук явно кабардинское, возможно, восходит к распространенной кабардинской княжеской фамилии Кайтукиных (XVI-XVIII вв.); "имена Теде, ставшего родоначальник ком фамилии Тедеевых, ныне многочисленных в Северной и Южной Осетии, и погибшего Хъанымата можно считать аланскими" (Б.А. Калоев).

Уже из Тиба Тедеевы впоследствии мигрировали в разные места Осетии — Уаллагком, Южную Осетию и т.д. Так, например, существует предание о возникновении селения Хетагурово в равнинной части Южной Осетии. До 1939 г. оно называлось Цунар — сокращенный вариант от Цус Нар "Малый Нар". Хотя точная дата и условия основания села точно неизвестны, установлено, что его первыми жителями являлись выходцы из Северной Осетии, в числе коих названы и Тедеевы. Здесь же отметим, что Тедеевы относились к одной из самых многочисленных фамилий Южной Осетии, по меньшей мере в бассейне Большой Лиахвы. Только в Джавской котловине к родственной группе Тедета относились: Теде, Гамуза, Ота, Кайсин, Тама, Мирман, Парса, Кима и Кола.

Немало представителей Тедеевых сражались под российскими знаменами. Одним из первых членов фамилии, отмеченных военными наградами, являлся "охотник осетинской милиции Бега Тедеев", которому еще в 1851 г. была пожалована серебряная медаль с надписью "За храбрость".

Пользу обществу Тедеевы приносили и в сугубо мирных делах. Так, в 1906 г. в Тифлисе было создано Юго-Осетинское издательское общество. Его организаторами являлись П. Джиоев, П. Тедеев, Б. Кочиев. Как цензор осетинской литературы и печати Кавказского цензорского комитета, П. Джиоев обеспечивал определенную свободу деятельности общества. Юго- Осетинское издательское общество содействовало выпуску газеты "Ног цард" и журнала "Афсир".

Методические материалы для работы на маршруте

- фауна РСО-Алания
- рельеф РСО-Алания
- раздельный сбор мусора
- климат РСО-Алания
- правила РСО-Алания
https://ecoportal.info/priroda-severnoj-osetii/
http://severnykavkaz.ru/pogoda-v-severnoj-osetii/
https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/366576/