Рубрика: Краеведение. Город мертвых.
В горах Сев. Осетии есть город, 700 лет охраняющий сон мертвых — это город мертвых - некрополь с 95 склепами. В усыпальницах до нас дошли керамика, стекло, посуда, ножи, бритвы, одежда, обувь, оружие и даже деревянные детские сани. Всего более 1600 артефактов разных эпох. И это несмотря на то, что его неоднократно грабили.
В конце 16 века местные племена — аланы — усыпальницы стали выбивать в ущельях, куда ринулись после поражения в битве с Тамерланом в 1395 году. Из-за мора свободного участка для захоронения людей в окрестностях не осталось. Только на этой горе, где почва, неплодородна. До того с 6 века аланы хоронили на другом берегу реки под длинным скальным хребтом, пока кладбище вплотную не спустилось к руслу реки у подножья горы Рабины-рах. Именно после сражения Тамерлана с аланами багровую от крови реку у «города мертвых» назвали Кизил-дон, что означает «красная река».
Крыши склепов похожи на маленькие египетские пирамиды. Они так сложены, чтобы дождь не попадал внутрь.
В городе мертвых Даргавса три вида усыпальниц: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные.
В одной усыпальнице покоятся до сотни родственников. Этажами в склепах выложены деревянные полки, куда клали гробы в виде лодок. Это удивительно, ведь рядом нет моря. Аланы верили, что в загробном мире предстоит переплыть реку забвения.
Когда могильник заполнялся, первых усопших спускали в ямы в фундаменте, а освободившиеся полки использовали дальше.
Всего в некрополе с 16 по 19 века захоронили около 10 тысяч мужчин, женщин, стариков и детей.
Аланы верили, что усыпальницы — это загробный дом. Женщин хоронили в красивой одежде и украшениях, мужчин — в обмундировании, с оружием. Если было совершено убийство человека, оружие усопшего передавали тому, кто отомстит за него.
Наши предки проводили обряды с огнем, как скифы и сарматы. Перед захоронением на груди человека выкладывали пучок из шерсти и поджигали. Считалось, что огонь высвобождает душу. На следующий день возле склепа разводили костер из семейного очага, чтобы согреть усопшего.
В 18 веке в районе Даргавса жизни уносила эпидемия холеры. Больные сами покидали семьи, чтобы никого не заразить, и доживали там. Через столетия в склепах находили усопших в сидячих позах. Им на окошко приносили еду. Если посуда оставалась на месте, понимали, что человек умер. Лишь один человек вернулся домой, переболев.
Примерно в это время на одной из усыпальниц появилась надпись: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Автор неизвестен.