A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Министерство образования и науки РСО-Алания
«Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Паспорт познавательного туристского маршрута для прохождения группами туристов с участием детей

 Наименование туристского познавательного маршрута  От Нижнего Унала до Тамиска
 Ресурсы о регионе и районе маршрута

http://lostosetia.ru/object/37/
https://russia.travel/places/213362/
https://interactive-ossetia.com/2019/04/04/селение-дагом/
https://interactive-ossetia.com/2019/09/04/святилище-уастырджы/

Республика Северная Осетия –Алания расположена на северном склоне Большого Кавказа. Богата различными памятниками природы и истории. В 1824 году (по другим данным — в 1781 году[3]) на территории современного Алагира было основано селение Салугардан, которое
со временем слилось с Алагиром. В 40-х годах XIX в. недостаток свинца заставил царское правительство вплотную заняться вопросом обследования Садонского серебросвинцового месторождения с целью выяснения возможности «снабжать» войска собственным Российским свинцом». Первая продукция Алагирского серебросвинцового завода состояла из 26,5 фунта серебра и 264 пудов свинца. По указанию царя Николая I из этого серебра был отлит один из сосудов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, о чем гласит надпись, сделанная по поручению царя. Вместе с первым серебросвинцовым заводом в Алагире была построена соборная церковь в византийском стиле по проекту известного русского архитектора и художника князя Г. Г. Гагарина.

 Предполагаемая целевая аудитория  Широкий круг потребителей:
- семьи с детьми в возрасте 10-18 лет,
- учащиеся 9-11 классов.
 Сезон  Круглый год
 Ключевые направления  #История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный туризм #Профессия #Родной край
 Маршрут интегрируется в образовательные программы  - образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС - естествознание (окружающий мир); география; физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности) в рамках внеурочной деятельности;

 - дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, техническая, естественно-научной направленности);

 - программы предпрофессиональной подготовки

 - программы воспитательной работы

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки  - Досуговый
 - Ознакомительный
 - Просветительский
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов  Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий, в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором), при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки
Продолжительность маршрута  2 дня
Протяженность маршрута  Владикавказ-Нижний Унал 61 км на рейсовом автобусе
 Нижний Унал-Дагом 8,5 км пешком
 Дагом-Урсдон-Зинцар- Тамиск 12 км пешком
Населенные пункты, через которые проходит маршрут  с. Нижний Унал-село Верхний Унал - с. Цамад-село Урсдон-село
Зинцар - поселок Тамиск - город Алагир
Цели и задачи маршрута

 Цель – способствовать формированию у обучающихся общей культуры, активной гражданской позиции, патриотического воспитания, личностному развитию подростков, через приобщение к туристско-краеведческой деятельности, привитие навыков здорового образа жизни, творческого труда.

Задачи
I. Обучающие задачи:
- научить элементам физической культуры и основам различных видов спорта, связанных с туризмом и военной направленностью;
- изучить исторические памятники, географические объекты Северной Осетии;
- научить самоорганизации и самоуправлению, общественной активности, обеспечению безопасности;
- научить ориентироваться на незнакомой местности;
- научить составлять простейшие схемы маршрутов; 
- научить технике пешеходного туризма;
- научить навыкам спортивного ориентирования.

II. Развивающие:
- планировать, выбирать, оценивать способы деятельности для решения задач, связанных с организацией и проведением туристских походов;
- анализировать допущенные ошибки в ходе практической деятельности;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих.

III. Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию малой родины;
- формирование уважения к личности и его достоинствам, доброжелательного отношения к окружающим;
- воспитание уважения к ценностям семьи, оптимизм к восприятию мира;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:
- Умение передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,
- Умение ориентироваться по карте и компасу,
- Умение оказывать первую медицинскую помощь,
- Умение организовывать походный быт
- знание основы топографии и ориентирования,

Личностные результаты:
- Формирование чувства идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству.
- Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
- Формирование уважительного и ответственного отношения к труду и обучению 
- Формирование целостного мировоззрения, накопление опыта.
- Развитие самостоятельности.
- Формирование личной ответственности перед командой.
- Формирование мотивации к занятиям спортом, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Развитие эстетического сознания 

Метапредметные результаты:
- Овладение умением продуктивно взаимодействовать
- Освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.
- Овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
- Формирование умения планировать пути достижения целей, контролировать и оценивать свои действия.
- Овладение основами самоконтроля, самооценки. 
- Использование знаково-символических средств представления информации, использовать модели и схемы для решения задач.
- Формировать умение определять общую цель и работать в команде над ее достижением.

Формируемые компетенции 

Общие компетенции
- организовывать собственную деятельность
- принимать решения в стандартных: и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество
- общение
- коммуникативные навыки и способности;
- критическое и аналитическое мышление;
- владение информационными технологиями.

Социальная компетенция 
 - умение решать проблемы
 - умение планировать и выполнять действия, для получения ожидаемый результата;
 - сотрудничество,
 - саморазвитие,
 - самопознание,
 - самооценка.
 
Туристические компетенции
 - Контролировать готовность группы, выходу на маршрут.
 - Контролировать готовность оборудования к выходу на маршрут
 - Знать инструкции о правилах поведения на маршруте.
 - Координировать и контролировать действия на маршруте.
 - Обеспечивать безопасность на маршруте 

Краеведческая компетенция
 - совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности, проявляющаяся в осознании ценностей родного края, выражающаяся тремя словами «Вижу. Фиксирую. Отображаю»

На протяжении маршрута – наблюдение, сбор и описание краеведческого материала, зарисовки, фото и др. (при проведении проектных, исследовательских работ, углубленном изучении предметных областей).
В вечернее время, на стоянках – рассказы, беседы, дискуссии (в зависимости от возраста) о районе путешествия, его истории, обычаях, известных людях, значимых событиях, легендах.

Знакомство с туристским бытом в природных условиях, развитие навыков безопасного поведения в социальной и природной среде.
Знакомство с работой людей различных профессий - «смотритель службы национального парка», «сотрудник спасательной службы», «геолог». «геоморфолог», «сотрудник метеостанции» и др.

 Стоимость  Включает:
- проезд на автобусе
- питание,/продукты (в столовой и приготовленное в походных условиях)
 Карта маршрута  
 День 1

Наше путешествие мы начинаем от села Нижний Унал. Село Нижний Унал расположено в центральной части Алагирского района, на правом берегу реки Ардон, у впадения в неё рек Кутардон и Майрамдон. Находится в 22 км от районного центра Алагир и в 58 км к юго-западу от Владикавказа. В селении сохранилась боевая башня рода Цаллаговых.

Пяти-шести этажные родовые башни в Северной Осетии строили только знатные, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны фамилии. Разрешение на это им давал совет старейшин окружающих сёл. Совет учитывал не только авторитет, но и финансовую состоятельность рода. Башни возводили из камней, а они в те времена были очень дорогим строительным материалом. Дороже всего ценился белый камень.

Основатель башни в селении Унал был знатного рода. Но его семья попала под репрессии татаро-монгольских завоевателей. Его отец погиб в сражении, а к осиротевшей семье пришли сборщики дани и хотели забрать последних лошадей и коров, обрекая мать с тремя сыновьями на голодную смерть. Старший сын, которого звали Цаллаг, не выдержал, набросился на врагов. После этого семье пришлось бежать в горы. Они расстались, расселившись по разным ущельям.

Цаллаг обосновался высоко в горах, в древней пещере, вокруг которой соорудил крепость. Через несколько лет, когда дело о нападении на сборщиков дани стало забываться, спустился жить пониже и в селении присмотрел себе девушку в жёны. Когда у них появились дети, семья решила найти место в низине, поближе к реке Ардон. Это было опасно, так как там проходил Великий Шёлковый Путь, которым пользовались не только торговцы, но и завоеватели. Зато на этих землях ещё никто не жил, и Цаллаг дёшево купил участок у князей из селения Цамад с условием, что построит там башенный комплекс, который будет первым принимать удар в случае нападения.

Сигнальные башни не были жилыми. Это фортификационные сооружения, которые использовались при нападении на селение. Забраться туда можно было только через второй этаж, на который попадали по лестнице с улицы, забирая её с собой.

Жилая башня в комплексе тоже была. Она называлась ганах и была шире и ниже сторожевой. Она тоже годилась для обороны, но на первом этаже были двери, через которые туда загоняли скот.

Вокруг родовой башни и ганаха, которые располагались на возвышенности, поселились дети Цаллага и его братьев, ниже по склону горы – внуки и последующие поколения. Всего получилось 12 ярусов каменных построек. В XX веке их перестраивали, использовали как военные укрепления в Великую Отечественную войну и как амбары в мирное время. В конце концов, башенный комплекс покинули последние обитатели, но вокруг него и по сей день живут представители рода Цаллаговых, который дал Осетии много достойных сыновей.

Один из самых известных – первый в республике контр-адмирал Пантелей Цаллагов, служивший на флоте в Великую Отечественную войну, командовавший Потийской военно-морской базой. В конце XIX века славу Уналу и роду принёс Дженардико Цаллагов. На каменистой почве он посадил фруктовый сад, плоды которого прославились на весь мир.

«Груши из Унала подавали на стол царям и высшему руководству СССР, выставляли на международных сельскохозяйственных ярмарках. И в Англии и Бельгии они завоёвывали золотые медали. Дело основателя садов продолжил колхоз «Унал», а когда он развалился, за деревьями никто не ухаживал, за поливными каналами не следили, и сады почти выродились. Но три года назад дело предков возродили молодые ребята – Марат и Тельман Цаллаговы. Они сохранили и знаменитые старые сорта груш, и высадили саженцы новых, современных сортов» -Заурбек Цаллагов, автор проекта по восстановлению родовых башен.

Село Верхний Унал- расположено в центральной части Алагирского района, на левом берегу реки Кутардон. В селении находится боевая башня, а также развалины замка и склепа Аккалаевых.

Селение Цамад. Топоним Цамад до конца не расшифрован, но по версии А. Цагаевой в книге «Топонимия Северной Осетии» окончание топонима Цамад – измененное «ад» из уат – “место”. Смысловой перевод селения в рукописях офицера русской армии Татаркана Кайтова приводится так: «земля, близкая как мать». Трудно судить, насколько точен его перевод, но других версий нет.

Селение, по преданиям основано Сидамоном – сыном легендарного Ос-Багатара. У Сидамона был сын Антут. У Антута, в свою очередь, было 7 сыновей дали начало семи родственным фамилиям (æрвадæлтæ): Тотиковы, Пагaeвы, Касабиeвы, Урумовы, Датиeвы,  Созиевы, Бираговы. Помимо перечисленных фамилий в Цамаде проживали Ватаевы, Тлатовы, Кайтовы, Бицоевы, Черчесовы, Ханаевы, Гагкаевы, Ботоевы, Фардзиновы, Бораевы, Дзарахоховы, Мадзаевы, Тохсыровы, Мурашевы, Гогичевы, Калоевы и др... К концу ХVIII века в Цамаде насчитывалось около 60-ти дворов, что говорит о немалом населении горного аула, но, к сожалению, этого не скажешь о нынешнем времени. До недавнего времени в Цамаде постоянно жили всего два человека, один из них – Ахтемир Черчесов. Примечательно, что его дом находится под фамильной башней, а сам Ахтемир – своеобразный страж символа рода Черчесовых.

Исследователи говорили о селении Цамад, как о сильно укреплённом и отмечали здесь развалины крепостных стен, в середине которых стояла могучая башня, принадлежавшая богатому в средневековье роду Черчесовых. Также сохранились руины древних фамильных башен, которые, согласно легендам, принадлежали Кайтовым, Бицоевым. Что касается башни Черчесовых: возможно, что башня перешла к Черчесовым не сразу, а первоначально была построена жителями села и была в совместном пользовании. Башня имела 7 ярусов и располагалась на огромном эрратическом (т.е. ледникового происхождения) валуне и в те времена была одной из самых высоких и неприступных в Осетии. Существует интересная история, связанная с этой башней. В 1614 году персидский шах Аббас I после того как покорил большую часть Закавказья, услышал, что на северных склонах Главного Кавказского хребта живёт гордый и непокорный народ – аланы. Он решил развеять этот слух, и ему захотелось покорить алан. Шах начал своё наступление с Дзивгиса, но защитники Дзивгисской крепости не покорились, и тогда он со своим войском пришёл в Цамад к семиярусной башне Черчесовых, но и здесь его ждал провал. Шах Аббас I, не желая примириться с поражением, пригрозил жителям Цамада: «Вы осетины, ещё не победили меня! Через год я приду сюда с войсками, количеством втрое больше, чем сегодня. Я сравняю с землей и Зарамаг, и Цамад, и Дзивгис. И на всю жизнь ваши потомки будут дрожать при имени шах Аббас!» Но обещание свое шах не выполнил, и в Осетии больше не появился.

Под скалой, где расположен замок Черчесовых — небольшая пещера, считающаяся родовым святилищем фамилии Черчесовых. Покровитель Цамада — Цамадыхъæуы зæд (в переводе — ангел селения Цамад), очень почитаемый в прошлом и наиболее популярный культ у жителей аула. Этого покровителя также называли светлым духом.На холме, между Цамадом и Дагомом находится особо почитаемое святилище Аларды дзуар.

Одно из самых величественных природных явлений с. Цамад – это террасы, достигающие высотой до 130 метров. Долгое время считалось, что террасы – плод антропогенного человеческого воздействия. Однако, в 2009 г. было доказано, что террасы Урсдонского ущелья – это последствия поэтапного таяния и отхода ледника (берега доисторического древнего озера).

Село Дагом — еще одно древнейшее поселение Алагирского ущелья, основание которого также приписывают потомкам Ос-Багатара. Согласно устной традиции, жили здесь в довольстве и богатстве. В Дагоме со временем «стало так много домов, что по их крышам можно было перебежать от одного края села до другого». Большой интерес представляет расположенное на окраине села святилище Зæронд Уастырджийы дзуар (в переводе с осетинского — Древнее святилище Уастырджи), которое представляло собой небольшую часовню, построенную на вершине огромного отдельно стоящего камня. По мнению специалистов, данное святилище носило чисто военный характер: после проведенного возле него пиршества, отсюда отправлялись в поход отряды воинов. Эти своеобразные дружины формировались из расчета по одному мужчине с каждого двора. Причем в походе запрещалось участвовать самому старшему и самому младшему мужчине каждого дома.

Дагом играл важнейшую роль в общественной жизни средневековых осетин. Рядом с селом находился Мадизан — своеобразный судебный орган Центральной Осетии. Местное население так и называло его — Дагомы тархондон (в переводе с осетинского — Дагомский суд).

Живописное место, где облака обнимают вершины гор, струятся горные речушки. В Урсдонском ущелье Алагирского района обнаружены археологические памятники, свидетельствующие, о появлении здесь населения, задолго до прихода алан. Заселению этих мест способствовали благодатные земли для скотоводства и террасного земледелия, благоприятные природные и климатические условия, а также стратегически удобное положение, дающее возможность не только безопасности проживания, но и контроля над перевалами и караванными путями, пересекающими эти горные районы. Населением эпохи бронзы здесь оставлен Цамадский могильник XII-X вв. до н. э. Кобанской культурно-исторической общности. Дагомский аланский катакомбный могильник начал функционировать с VI в., некоторые находки указывают на вероятность начала или1-ую четверть VI в. Первые катакомбы были заложены, по всей видимости, на западной оконечности 2-ой террасы (участок 2), откуда и началось заполнение могильника, однако, мы не можем достоверно полагать строгую временную последовательность заполнения могильного поля с запада на восток из-за недостаточной его исследовательности и возможного существования локальных родовых или семейных участков.

Обед с собой из собственных продуктов.
Ночевка - в палаточном городке либо в гостевом доме за дополнительную плату.

 День 2

 

После завтрака направляемся в сторону селения Зинцар по пути наблюдая былое Величие. Наконец, вдали, под отвесной скальной стеной - Скалистый хребет вполне оправдывает свое название - показывается Урсдон. 

Урсдон (с осет. «белая река») – селение в боковом ответвление Алагирского ущелья) у подножья горы Кариу. Селение расположилось на берегу прозрачной бурлящей реки, вода которой из-за течения по белому известняковому руслу кажется белой. Все выходцы из Урсдона, согласно древним фольклорным преданиям, являются потомками легендарного Ос-Багатара. Исследователь истории и культуры осетинского народа Пчелина Е.Г. пишет: «Когда потомство среднего сына Цахила разрослось, то оно выселилось в местность, впоследствии получившую название Жаронд Урсдон (древний Урсдон). Среди развалин жилых кварталов Урсдона сохранились боевая башня Дзугаевых и боевая башня Дзигасовых. В верхней части селения находится святилище покровителя села. Главной достопримечательностью Урсдона является наскальная крепость – жемчужина оборонительного зодчества Осетии. Крепость, расположена на правом берегу р. Урсдон, примерно в 200 метров к северо-западу от заброшенной правобережной части села, на высоте 100-150 метров над уровнем реки; представляет собой целую систему оборонительных укреплений, часть которых прикрываются заградительными стенами естественные пещеры, приспособленные для нужд обороны и жилья. Крепость была укреплена 5 боевыми башнями. Главным и особо почитаемым святилищем в Урсдоне был Мигъдау дзуар (Мигдæу – «могущественный», «покровитель облаков»). “Оно (здание Мигъдау дзуара) представляет небольшую  часовенку, сложенную из камней на известковом растворе. С северо- запада к ней примыкает Цардак (помещение для членов родового  объединения, находящееся в зоне чествуемого святилища, где совершаются моление и ритуальный пир), принадлежащий “фамилии” Дзугаты (Дзугаевы) колена Цъæхилтæ (Цахилта), являвшихся ранее главными владельцами святилища. С южной стороны растут несколько священных можжевельников, возраст которых, по местным преданиям, 800 лет. После того, как Дзугаевы переселились в Южную Осетию, «шефство» над дзуаром получила фамилия Амбаловых. В настоящее время (2016 год) в с. Урсдоне проживает 3 человека, в том числе Виктор Амбалов, о котором снят документальный фильм «Урсдон: территория одиночества» (2007г.). 

В горах Северной Осетии, рядом с живописной Транскавказской автомагистралью, скромно притулилось знаменитое селение Зинцар (известность советскому Зинцару принесли яблоневые сады, плоды которых поставлялись в Кремль и лично на стол товарищу Сталину) - ворота в самое маленькое ущелье Алании – Урсдонское... 

Далее экологический маршрут «Путешествие по урочищу Шуби» начинается в широколиственном лесу, среди которого встречаются рощицы реликтового тиса ягодного, сменяясь кизильником. На скалах растут сосны. Завершается маршрут в горной степи с можжевеловым редколесьем. Весной, пока не распустились листья, в лесу можно наблюдать буйство красок и разнообразие раннецветущих растений: хохлаток, медуниц, ветрениц, фиалок, гусиного лука и подснежников. Тис ягодный и подснежники занесены в Красную книгу Республики Северная Осетия-Алания  (РСО-А) и Российской Федерации (РФ).

Фауна представлена такими млекопитающими как косуля, кабан, лиса, медведь, барсук, куница, рысь и лесная кошка, а также летучими мышами – малым и большим подковоносами, остроухой ночницей, которые, как и лесная кошка, занесены в Красные книги – РСО-А и РФ. На скальных обрывах над тропой обитает серна, населяющая горные системы северного Средиземноморья от Пиренеев до Кавказа, а в реке Ардон встречается выдра. Мир пернатых также разнообразен и представлен хищными птицами, например, ястреб-перепелятник и певчими: зябликом, лазоревкой, пеночкой-теньковкой, зарянкой, черным дроздом, лесной завирушкой, крапивником). Необычна обитающая здесь древесная лягушка–квакша. 

На правом берегу реки Ардон, близ селения Биз, расположены «Ворота Чъырамад» (в переводе с осетинского – стена, сложенная из известняка) в виде массивной стрельчатой арки. Это остатки таможенной заставы. Здесь стоял древний, сложенный из камня проход, закрывавшийся “тяжелыми деревянными воротами”. Эта уникальная каменная арка 17 века, единственная сохранившаяся из семи подобных. На страже Чъырамада стояли жители ущелья под контролем могущественного и влиятельного рода Цахиловых. Этот торговый путь с древнейших времен играл важнейшую роль в связях сервера и юга Кавказа. Здесь проходил один из маршрутов шёлкового пути. За ними в скале находится полупещерный навес, служивший убежищем для стоявших здесь на страже дозорных. 

Далее гостей встречает наскальная скульптура покровителя мужчин, путников и воинов, защитника слабых и обездоленных – Уастырджи. Этот памятник был создан в 1995 году по проекту скульптора Николая Ходова в дар народу Осетии. Масштабы скульптуры впечатляют: ее вес составляет 28 тонн, размер копыта коня – 120 см, высота его головы – целых 6 метров! На сегодня это самый большой конный памятник в мире. Отважный всадник на стальном коне будто появляется из отвесной каменной скалы. Он, словно страж спокойствия и порядка, силу которого признают даже природные стихии. В этом месте, на узкой горной дороге путники останавливались у входа в ущелье и просили помощи у высших сил. Так возникло святилище Уастырджи Ныхаса. Люди, едущие с равнины в горы и с гор на равнину, у святилища всегда обращаются к Уастырджи с просьбой, чтобы они живыми и здоровыми благополучно вернулись к себе домой. 

Тамиск 
В долине реки Тамискдон расположено крупное месторождение известняков с запасом более 95 млн. тонн. Скалистый хребет является своеобразным естественным резервуаром для сбора атмосферной влаги, которая по межпластовым трещинам выходит наружу у подножия хребта, стекая ручейками холодной прозрачной ключевой воды. 

У подножия Скалистого хребта на месте впадения в Ардон небольшой речки Тамискдон расположен бальнеологический курорт  Северной Осетии «Тамиск». Материально-лечебной базой для него служит Тамиское месторождение минеральных вод, относящихся к типу сероводородных, сульфатных кальциево-магниевых. Эти воды были известны с незапамятных времен и привлекали внимание населения Осетии своими целебными свойствами. В осетинском народе с давних пор бытует легенда о том, что высоко в горах есть источники чудодейственной воды, доступной только лишь орлам. И вот один из смелых богатырей-нартов решил эту воду добыть для народа. Вооружившись мечом, он проник к целебным источникам, рассек скалу, и вода жизни потекла к подножию гор, где ее с нетерпением ждали больные. Они погрузились в целебные воды и стали здоровыми. В 1916 году место выхода тамиских минеральных вод было арендовано одним частным предпринимателем, который отвел воду источников в бассейн, подогревал ее и затем применял для ванн, пользовавшихся большой популярностью среди населения. В советское время первыми исследователями лечебных вод Тамиска были врачи К. Гарданов и А. Езеев. Они принимали деятельное участие в научно-исследовательских экспедициях профессоров В. Милина, Э. Цитовича и химика Э. Карстенса, проводивших изучение; курортных ресурсов Северной Осетии. В 1932 году первая конференция по планированию курортов Северной Осетии вынесла решение о строительстве бальнеологического курорта на базе тамиских| минеральных вод во второй пятилетке. Лечебный корпус курорта «Тамиск» вступил в строй в 1937 году. Тамиское месторождение минеральных вод находится в полутора километрах от курорта и поселка Тамиск,) в узком ущелье, пропиленном Ардоном в известняках.; Месторождение представлено 47 естественными выходами минеральных источников, преимущественно расположенных на правом берегу Ардона. Выходы тамиских минеральных источников приурочены к тектоническому Карцинскому разлому. 

Тамиские минеральные источники содержат сероводорода до 65 мг на литр. В их газовом составе преобладает свободный сероводород. Источники относятся к холодным водам, так как температура их не превышает 16°. Кроме естественных выходов, минеральные сероводородные воды Тамиского месторождения были выведены на поверхность скважиной с предельной глубиной в 1016 м. По заключению Центрального научно-исследовательского института курортологии скважинные воды Тамиского месторождения являются аналогами основных Мацестинских вод, а по ионному составу и общей минерализации они близки Сергиевским минеральным водам. Воды Тамиского месторождения являются ценными лечебными водами, физиологическое и лечебное действие которых определяется присутствием в лечебных концентрациях высокоактивных сульфидов (свободного сероводорода и гидросульфитных ионов.). Из Тамиска уезжаем на рейсовом автобусе.

Методические материалы для работы на маршруте

 http://tourism.alania.gov.ru/pages/151
 https://osetia3d.ru/galereya/video/verhniyunal.html
 https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/Article?id=34251
 https://interactive-ossetia.com/?s=%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85