A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Министерство образования и науки РСО-Алания
«Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
 

В фондах музея более 200 подлинных экспонатов - предметы быта: домашняя утварь, одежда, обувь.

Организация школьного музея

Сбор материала для музея начался в 1978 г. в Чминской 8 летней школе. Специфика местных географических условий, обилие археологического и этнографического материала, бедственное положение многих памятников старины требовали создать детское объединение. Была организована поисковая группа из числа учащихся 7-8 классов, историко-этнографический кружок «Знатоки». По Военно-грузинской дороге сохранились памятники различных эпох. В них глубоко и ярко запечатлелась материальная и духовная культура предшествующих поколений осетинского народа. Районы Редант, Балта, Чми, Ларс расположенные по Военно-Грузинской дороге изобиловали местами, связанными с важными историческими и культурными событиями. Но особенно среди этих сел уникальными памятниками старины богато с. Чми.

Селение Чми – одно из старинных плоскостных селений. В 1979 году здесь был открыт раннесредневековый катакомбный аланский могильник, широко известный в отечественных кругах. В этом месте велись раскопки с участием московских археологов и специалистов из Северо-Осетинского государственного университета им.К..Л.Хетагурова. К месту раскопок было совершено несколько экспедиций. Но раскопки дело профессиональное, поэтому, мы и вели наблюдение на месте. Так, было положено начало созданию краеведческого музея. Работа велась согласно плану занятий, где в комплексе заложены занятия по изучению родного края.
Конечно, особый упор в своей работе мы делали на организацию и проведение археологических и этнографических экспедиций. Но прежде чем начинать поисковую работу, надо знать, что искать, где и как фиксировать и обрабатывать найденный материал. Организация археологических и этнографических экспедиции требовала научно-методических вопросов.

Поэтому экспедиция реальная и возможна, когда ее участники владеют хотя бы минимальными навыками ведения беседы, составление описания найденных предметов, пользование техническими средствами, картами.
При подготовке экспедиции мы посещали местные музеи с целью ознакомления с содержанием экспозиции. Первоначальный материал – фрагменты глиняных сосудов, строительный материал, чаши, глиняные кувшины были помещены в кабинете истории Чминской школы.

Найденные предметы были датированы IV-X вв. Аланского периода. Местные жители всячески помогали в археологических и этнографических исследований, члены творческого объединения на месте производили фотосъёмку, учились реставрации найденных предметов.
Мы чувствовали понимание и поддержку истории и археологии сотрудников Института истории и археологии при СОГУ – Гиджрати Назима, Рустама Фидарова, Шаповаловой Лины, Цуциева Аслана.
В сентябре – октябре 2006 г. были зафиксированы в ходе экспедиции 7 святилищ с. Балта: - Святилище Уацилла в с. Чми; - Крепость – госпиталь; - Кладбище Дударовых; - Раннесредневековый могильник в с. Балта.
Члены т/о «Поиск» взяли шефство над кладбищем Дударовых. В результате большой поисково-исследовательской работы был собран ценный этнографический материал. 22 мая 2008 г. в Балтинской школе состоялась торжественная церемония открытия музея. В музее можно ознакомиться с бытом осетин, их культурой и дотронуться до предметов, которыми пользовались их прадеды.
В 2012 г. музей продолжил свою деятельность на базе МБОУСОШ №1 г. Владикавказ. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами, ищет новые формы работы с ребятами и интересные взаимовыгодные формы сотрудничества. Так недавно мы разработали маршрут автобусной– пешеходной экскурсии для школьников города и гостей столицы с посещением нашего музея. Изучая историю своего района, собирая по крупицам ценностное отношение к историко-культурному наследию, воплощенному в старинных зданиях, музейных экспонатах, в легендах, обычаях, обрядах, праздниках, укладах жизни ушедших поколений.

Ребята включились в работу по охране и сбережению памятников истории и культуры. Можно с уверенностью сказать, что свои задачи, сохранение лучших традиций осетин, сформированные веками, привлекать подростков и молодёжи к поисково-исследовательской деятельности, воспитывать чувство любви к родному краю, музей истории и археологии – выполняет.

Задачи музея:

• Развитие интереса к истории края через поисковую и краеведческую деятельность.
• Формирование гражданской позиции.
• Организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением.
• Организация досуга подростка.

Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций.

Музей размещен в помещении школы №1, относится к числу исторических. Площадь музея 36 кв. метров. В комнате, где располагается музей возможно проведение занятий предметников по истории Осетии, географии родного края. На отдельных уроках используются фотографии. В фондах музея более 200 подлинных экспонатов. Основную часть составляют предметы быта: домашняя утварь, одежда, обувь.

Вспомогательный фонд включает в себя копии архивных документов: фотографии, плакатов, древних карт.

В музее 5 экспозиций: - Древнейшее время: каменный век; - Кобанская культура; - Скифы, сарматы, аланы; - Осетины- этнографический раздел; - Дударовы.
Музейными гидами работает команда из 5 человек, члены творческого объединения «Поиск». Каждый из них представляет свой взгляд на события, которые происходили с древнейших времен. Благодаря тому, что подростки получают возможность составлять и вести экскурсию, они чувствуют себя настоящими экскурсоводами по страницам прошлого. Наш музей имеет уникальные возможности помочь подросткам. Юные экскурсоводы становятся известными и популярными в своей школе. Как показывает опыт работы – это для детей всегда важно, так как формирует чувство собственного достоинства и уверенность в себе.